Все, наверное, слышали о чем-то под названием «интеллект-карты» по английски Mind map. Они еще называются диаграммы связей. Методика построения интеллект-карт была разработана известным Американским психологом 20-го столетия Тони Бьюзеном 1942 г. р.
Могу сказать, — долго не мог найти подход к этому методу. Каждый день все рядовые люди совершают какие-то действия и чем-то заняты, — будь-то работой, учебой и т. п. И, наверное, нет человека на земле, который ни разу в жизни не составлял никакого плана. Построение схем, планов, алгоритмов действий и т. д. известны нам еще с древнейших времен. Первоисточники дошедшие до нас отсылают к 3 ст. н. э. к философу Порфирию из Тироса, который графически изобразил концепцию категорий философии Аристотеля. Но это не означает, что подобного никто не делал до него.
Создавать схемы и таблицы данных мы все научились еще в школе. И по этому я и сам долгое время не мог понять в чем же разница между интеллект-картами и всем остальным, выше названным.
Каждый человек в нашем современном бушующем мире, где царят мобильность и информационные технологии вместе с бизнесом и коммерцией сталкивался с необходимостью усилить свою мотивацию, увеличить эффективность своих усилий, а также производительность труда. Это нужно не только для того, чтобы достичь успеха, а, иногда и просто, чтобы выжить в этом, довольно жестком мире конкуренции и быстро меняющихся обстоятельств. При этом нашему мозгу приходится оперировать намного большими объемами информации, а задачи при всей технологичности нашего общества требуют временами на порядок больше усилий, сосредоточенности и внимания, чем современнику даже прошедшего столетия. А иногда приходится решать еще и несколько задач одновременно.
Простой план или схема действий, конечно, являются частью процесса интеллект-картирования. Но именно методика интеллект-карт позволяет достичь требуемого и ожидаемого результата.
Интеллект карты строятся не только по принципу последовательности действий или схематического изображения структуры процесса. Интеллект-карты это графическое отражение реальности в которой могут происходить те или иные процессы.
В одну сравнительно небольшую графическую модель может поместится все — и план и схема, и последовательность, алгоритм действий с их возможными вариантами и т. д.
Кроме того процесс построения интеллект карт обладает поразительным свойством.
Оказывать буквально терапевтическое действие на проблемы с мотивацией, перегруженность и усталость. А также повышать многократно производительность ума и труда, как следствие первого.
Могу дать на это определенную гарантию — испытано на себе — ЭТО РАБОТАЕТ!
Интеллект-карты применяются по разному, в зависимости от цели их построения.
Они могут помочь в решении таких задач как, планирование, менеджмент, создание презентации, при разработке новых проектов, в управлении временем, при принятии важного решения не только в трудовой деятельности, но и таких важных решений, как например: Какую профессию выбрать, в какой ВУЗ поступать. И во многом другом. Этот метод без преувеличения помог мне глубже понять себя и приблизится к своей мечте на много ближе, чем я, когда либо был раньше…
По этому, я собственно пишу об этом от своего имени, то есть из личного опыта.
Так в чем же суть этого метода и как строить интеллект-карту?
Громкое слово ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА, представляет собой на первый взгляд вполне банальные вещи, такие, как план, схема и графические изображения.
План, понятное дело — это последовательность, алгоритм каких либо действий или процесса с их временными рамками.
Схема выражает структуру того, что в ней мы намереваемся отобразить.
Графические изображения задают полезные для лучшего запоминания ассоциации.
Добавим сюда еще такое словцо как «диаграмма связей». Это не только структура, как в схеме, но и связи между элементами и варианты их взаимодействий вплоть до векторов (стрелочек, которые указывают что на что влияет, либо что из чего — это уже как Вам удобно).
Так вот ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТА вбирает в себя это все!
И дело не только в том? что ты делаешь при построении интеллект-карт, а как.
И как же это все таки работает?
Где-то на 3-м десятке жизни большая часть людей испытывает один из возрастных кризисов. Ты еще молод, но много времени уже позади, а ты не удовлетворен своей жизнью до сих пор и тебе уже начинает казаться, что ты что-то не успел и, что уже поздно что-то делать, Поздно заканчивать институты и менять свою не прибыльную профессию на другую. С одной стороны еще бурлит кровь в жилах, с другой для однокурсников ты станешь как старик и тебя не буду воспринимать как своего, хотя и будут относится с уважением. Но их уважение не так полезно твоей самооценке. Ведь все твои сверстники уже много достигли. А ты снова собрался где-то учится. Ты как бы чувствуешь себя под мощным прессом, словно что-то давит тебя и парализует изнутри, одновременно с тем, подталкивая тебя: «Что-то, срочно, нужно делать». А времени осталось совсем мало и у тебя уже нет права на ошибку.
Так я себя чувствовал, казалось совсем недавно и как потом обнаружилось мои сверстники — многие из моих знакомых чувствовали себя так же, хотя мне со стороны казалось что они много достигли и некоторые уж точно обрели счастье. Лишь впоследствии я понял, что они просто не подавали виду, как впрочем и я сам.
В этот период жизни большинство людей либо кардинально меняют свою жизнь и в итоге обретают счастье либо «сживаются» с тем что имеют и тоже в некоторым смысле ощущают себя счастливыми. Но точно знаю что те, кто сдвинул что-то с мертвой точки чувствуют себя намного лучше.
Вся проблема в том что в этом возрасте люди начинают остро понимать какова разнится между их детскими мечтами и их реальностью взрослой жизни.
Здесь либо ты перестаешь мечтать, либо обретаешь новые мечты, которые дают тебе ощущение внутренней душевной гармонии. А для того, чтобы обрести новые мечты нужно понять — чего-же ты хочешь? А ведь это раньше казалось известным. То я хочу быть космонавтом, то поэтом, писателем, то ученым и т. д. Но каждый раз я абсолютно уверен в своем желании, не замечая того, как часто оно меняется.
И тут неожиданно я понимаю страшную истину, — я сам не знаю чего хочу!
Для того, что бы узнать это — нужно познать себя и буквально разложить свою жизнь по полочкам.
Кто-то здесь, я скажу — занимается самокопанием до изнеможения — эдакий моральный мазохизм. Кстати, я, как психолог могу вам в этом помочь, сделать это более безболезненно и быстро и вы 100% найдете ответы на свои вопросы.
Но, как это ни странно здесь применим метод интеллект-карт. И именно он помог в свое время мне.
И в центре этой интеллект-карты (ИК) Ваше Я.
Нарисуйте Свое Я в центре листа А4. С одной стороны от Вас, желания, мечты, сомнения, Ваши сильные и слабые стороны. Ниже с той же стороны ваши жизненные обстоятельства, которые либо помогают либо препятствуют Вам в достижении Ваших целей.
С другой, полученный опыт, новые желания, некоторые вы начинаете формировать сейчас в процессе построения ИК. Они уже не так фантастичны, но удовлетворяют Вас намного больше именно благодаря своей реалистичности. На этой же стороне, то что нужно для их достижения. Наброски шагов и необходимых ресурсов, включая время. Можете наполнить эту ИК и другими элементами, которые Вам покажутся важными и необходимыми. Ко всем элементам ведут линии как лучи от солнца из Вашего Я. Не забудьте обозначить линиями, а еще лучше стрелочками связи между элементами ИК. Что с чем и как связано в Вашей жизни, Вам лучше знать, здесь я Вам не подсказчик. Линии тоже можно подписывать обозначив взаимодействия и то, каковы связи между элементами. Закончите работу.
Отойдите в сторону. Сделайте перерыв. Ни о чем в этот момент не думайте, Попейте чай или кофе. По настоящему скажу — «Здесь даже можно пропустить бутылочку пивка или пол бокала хорошего вина» Но ни в коем случае не крепче. Иначе все бесполезно. Вернитесь к вашей зарисовке. Прогоните все мысли прочь, сосредоточитесь и соберитесь и еще раз внимательно на нее взгляните.
То что вы увидите — это карта вашей жизни.
Суть терапевтического эффекта в том, что обычно мы сосредоточенны на чем-то по отдельности (хоть и последовательно), но сейчас на этой ИК можно увидеть целостную картину со всеми взаимосвязями. Вы сразу многое начнете понимать о себе и том что нужно Вам делать дальше. Запишите ваши открытия на другом листе А4. Сохраните все записи и зарисовки, возвращаясь к ним, они помогут Вам сохранить дистанцию на Вашем новом пути.
Так это помогло Мне, так и поможет Вам.
Далее еще один не большой, пример.
Как-то я выучил весь курс философии за одни сутки, а на следующее утро сдал экзамен! На отлично!
Итак, представляю вашему вниманию пошаговый алгоритм данного события.
- Я набросал список тем. Сначала по порядку, а потом схематично с линиями связи. Это приблизительно, философия — что это; ее понятия, происхождение и история (это я разделили далее по хронологии). Потом в каждом хронологическом отрезке, как таблицу, период, несколько учений и концепций этого периода, и немного имен деятелей связанных с этим периодом и концепциями и учениями. Далее по одному или два не более творений этих деятелей об этих концепциях.
- Я начинал читать все следуя зарисовке-схеме, но не все полностью а только то немногое что точно соответствует моей схеме.
- Прочитанное я отмечал по своей ИК зарисовывая простым карандашом. Отмечая так же время за которое я это сделал. Таким образом я видел объем изученном материал по ИК за время, сколько осталось времени и сколько изучить еще нужно.
- Читал, как уже сказал, только самое основное.
- Делал после каждого изученном пункта небольшие перерывы (5-10 мин.) Потом повторял, но не читая, я выписывал, ассоциативный ряд слов по прочитанному пункту ИК. Например философия — что это — любовь к мудрости, человек и мир, мировоззрение, учение, школа, вопросы бытия т. д. где то до 15-20 слов и выражений для каждого изученного пункта по ИК. Потом устно их связывал. Либо что мог рассказать по каждому слову и выражению.
- Когда я все это закончил, я отвлек себя от занятия позволив мозгу заниматься этим самостоятельно. Так он работает. Выпил чайку и посмотрел одну серию любимого сериала. После чего преспокойно лег спать.
- На утро, я даже не повторял по книге. Я взял свою ИК и свои записи ассоциативных рядов из слов и выражений и просто продумал что я могу сказать по каждому слову и выражению и так для каждого пункта ИК. Походу, конечно возникали вопросы и я позволял себе подчитать из книжки, но это было уже не повторение а новый материал. Возникновение же новых вопросов свидетельство усвоения материала.
Перед экзаменом главное понять, что все знать ты все равно не можешь как и преподаватель, ты не перескажешь ему даже 10 страниц по всем темам и вопросам, у него просто на это нет времени, а значит нужно максимально выучить по каждому вопросу все самое основное и метод ИК в этом мне очень эффективно помог, я до сих пор помню примерно половину из-то что выучил тогда, за один день, примерно за 13 часов подготовки, включая сюда все перерывы на чай и кофе…
Еще много где применяются интеллект-карты. Так что вы можете смело использовать этот метод в самых разных областях вашей жизни — ибо он работает!