Разные философы говорили разное, но в вопросах познания все в принципе,сходились к одному: «scio me nescire — я знаю, что ничего не знаю». В наш век прогресса и технологий этот вопрос как нельзя актуален.
Что мы знаем о мире? Что мы точно можем утверждать?
Еще Библия утверждает, что наши знания лишь частичны и не полны: «Ибо мы отчасти знаем…» (1Кор.13:9). Так, например, Апостол Павел прямо говорит в одном из своих известных посланий: «Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать» (1Кор.8:2).
Можно сказать: «Конечно, древние философы и религиозные деятели начала первого тысячелетия в наш век IT и всемирной паутины интернета не авторитет. Сейчас наука намного продвинулась вперед. И это является неким показателем знания. Наука объективна! У руля эксперимент и жесткая логика со своими точными, фактически математическими законами! И т. п.
А теперь подумайте вот над этим
Миллионы нейронов в мозгу работают и отображают картинку реальности в нашем сознании.
Далее — информация к нейронам поступает из наших сенсоров (органов чувств). Как известно, основных сенсорных систем у нас 5 — зрение, слух, обоняние, вкус, прикосновение. Хотя на самом деле их немного больше.
Существуют и вполне возможны обманы зрения, галлюцинации, которые могут быть какими угодно (зрительными, слуховыми, обонятельными и т.д.).
Также есть явления массового психоза и массовых галлюцинаций. А также миражи, иллюзии, внушения, навеевания, самовнушение и т.п.
Известен один американский эксперимент, когда добровольцу закрывали глаза и говорили: «Сейчас мы положим на твою руку раскаленную монету». А вместо этого прикладывали холодную, предварительно подержав ее в холодильнике. Результаты были просто ошеломляющими! На месте приложенной монеты у человека образовывался на коже самый настоящий ожег как от раскаленного метала.
Этим, кстати, в научной среде объясняют католические стигматы. Сейчас среди ученых распространено такое мнение, что наш мозг это не просто орган восприятия, — он еще и фильтрует информацию, которая в него поступает, прежде чем выпустить ее в сознание. И не просто фильтрует, мозг может ее и приукрасить, и наоборот приуменьшить, и исказить, и дорисовать, и т. д.
Основатель известной секты сайентологов Рон Хаббард обладал незаурядным даром гипноза. В биографических сведениях сообщается, что однажды Рон в компании своих друзей сказал одному: «Смотри какой яркий и маленький кенгуру прыгает у тебя на руке». Сей друг неожиданно для всех начал ходить по комнате и показывать всем этого кенгуру удивленно восклицая, хотя его никто не видел. Большим шоком было то, что когда наш пресловутый гипнотизер сказал это всем, все начали реально видеть этого кенгуру.
Под гипнозом человеку можно внушить и заставить воспринимать практически любую реальность. Даже то, что ты это не, а кто-то другой, — например, животное или даже что-то, — например, камень… А учитывая описанный выше эксперимент с монетой можно догадаться, что сила внушения способна заставить мозг не просто поверить в то, что ему внушают, а фактически воплотить эту реальность. А может, даже привести в действие смертный приговор…
Вспомните нашумевший когда-то фильм про Фреди Крюгера, «Кошмар на улице Вязов». Современная «Матрица» не далеко от него ушла — умираешь в матрице, умираешь на самом деле. Только в старом фильме ужасов люди умирали во сне.
Что такое настоящая реальность? — задам я еще один вопрос. Итак, все наши чувства могут нас обмануть и даже больше — превратить этот самый обман в нечто более ощутимое.
И тем не мене мы верим своим чувствам и говорим что мы что-то да знаем. И скажите — основании чего?!
Мы ничего не знаем на 100% на самом деле! Мы лишь верим.
А как же эксперимент, а как же измерительные приборы? Как?
А чем это ученые смотрят на эти самые приборы? Чем смотрят в микроскоп, что увидеть и изучить микроорганизмы. Глазами, конечно, глазами… Исходя из чего ученные делают выводы и утверждения о том, существует что либо или не существует? Исходя из доверия своим чувствам. Так что мы знаем? Ничего! Мы только верим. И каждый выбирает — во что ему верить. Потрясающая свобода и при этом довольно не простая коллизия получается. С одной стороны, мы ничего не знаем. С другой, мы свободны в выборе — во что просто верить, а во что нет.
В тоже время каждый нормальный человек отдает себе отчет в том, что наша обыденная реальность вполне объективна и существенна. В этом есть некий парадокс: «Мы не можем быть на 100% убеждены, что наша реальность реально существует, но при этом адекватно понимаем, что например, стул — на котором я сейчас сижу, он реален».
Однако, по моему есть одна вещь в существовании которой я могу быть абсолютно уверен. Более того — утверждать, что я знаю. Это я сам.
Я знаю, что я существую, на 100%. Все остальное — это доверие своим чувствам. Вспомните Декартовское: «Я мыслю, значит я существую».